Духовно-нравственный вектор российского столетия (1917-2017) обсуждался на Форуме православной общественности в СКК

5 ноября по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в рамках VI Форума Православной общественности состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция: «Духовно-нравственный вектор российского столетия (1917-2017): Quo vadis?». Форум проходил в Петербургском СКК на пр. Ю. Гагарина, д.8 с 1 по 6 ноября 2017 г.

Целью конференции было осмыслить трагические события 1917 года и найти оптимальный духовно-нравственный вектор развития страны — Quo vadis? Куда идёшь? «Куда идем?» — задавались вопросом организаторы, выступая  за Россию. Деятели науки, культуры, богословы, радеющие о сохранении в нашей стране духовности и нравственности как основ развития здоровой личности, выступили с докладами.

Открывая форум, председатель оргкомитета конференции, заслуженный деятель науки России, сопредседатель Собора православной интеллигенции, научный руководитель НП «Центр политических и психологических исследований», д.п.н., профессор Валентин Евгеньевич Семёнов заявил, что если не состоится примирение «красных» и «белых», Россию ожидают трудные времена.

С приветствием к участникам конференции выступил сопредседатель оргкомитета конференции протоиерей Александр Пелин, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии. Он отметил актуальность данной конференции и зачитал официальное заявление Отдела по поводу состоявшегося выхода в широкий прокат фильма «Матильда». Отдел не рекомендует фильм к просмотру, поскольку в нем

«грубо искажена история государства Российского, в то время как создатели фильма преподносят его как «главный исторический блокбастер года». Так, в фильме венценосные особы изображены в неприглядном свете, что в год столетия трагических событий 1917 года, выглядит как явное и спланированное кощунство. В фильме искажены хорошо известные исторические факты, сделана попытка принизить историю нашей страны, что в значительной степени подрывает уважение к нам самим».

Полный текст заявления  размещен на сайте Отдела: Ethnorelig.ru

Алексей Васильевич Воронцов, .д.ф.н., декан факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, сделал доклад «О повышении самосознания русского народа».  Одной из важных «вещей», которые повышают самосознание русского народа, является русский язык. Алексей Васильевич акцентировал внимание слушателей на необходимости защиты русского языка как средства межнационального общения.

В.Е. Семенов сделал доклад «Идеал веры – правды – справедливости как духовно – нравственный вектор России (1917 – 2017 гг.)». Он представил концепцию, согласно которой во всякой стране есть свой духовный менталитет, изложил разработанную им теорию полиментальности российского общества.

Швечиков А.Н., сопредседатель «Собора православной интеллигенции  СПб», д.ф.н. сделал доклад «Сталин и Третий Рим».

Б.Г. Дверницкий, философ, главный редактор журнала «Русское самосознание», посвятил свое выступление теме «Свобода. Справедливость, народность. Народность – русская идея века». История есть постепенное раскрытие национального логоса. Россия в своей истории прошла четыре периода. Периоды сменяются революциями, которые возглавляет вождь. Первый период — духовная революция, совершенная Великим князем Владимиром, крестившим Русь. Второй период — Московский — ассоциируется с Иоанном Грозным. Россия обрела государственность. Третий период — Имперский — начавшийся с Петра Великого. Русская цивилизация обрела максимально возможную мощь и величие русского духа. Четвертый период — республиканский — для него характерна свобода и справедливость. Главная задача настоящего времени – это не борьба «красных» и «белых», а построение свободного справедливого общества. По мнению Б.Г. Дверницкого, свобода и справедливость — это современная русская идея, которая может сплотить русских в XXI веке.

С докладом «Кризис науки и образования в России и пути выхода из него» выступил доктор ф.-м. н., профессор, заслуженный деятель науки России, вице – президент Российской академии естественных наук Георгий Николаевич Фурсей. Начал он доклад с того, что «Революция – страшное слово, наполненное злодействами, страшными событиями». Как физику ему отлично известно, что есть законы физического мира, и есть законы духовного мира. И он видит, что

«самое страшное наступает тогда, когда человечество забывает о важнейшем значении нравственных законов. Расчеловечивание — отрицание нравственных принципов и законов. Россия является оазисом против разрушения и нарушения нравственных законов».

Есть два великих слова, имеющих глубокий смысл для русского народа – Любовь и соборность, отметил он особо. Говоря об образовании, он предложил отправиться «Назад – в будущее»: туда, где образование предметно, осуществляется система контроля знаний, присутствует любовь. «Наше первоклассное образование заложено М.В. Ломоносовым». Деятелям науки сейчас необходимо суметь донести свои идеи до высших эшелонов власти, реально принимающих решения о развитии образования в нашей стране.

Важнейший доклад сделал Андрей Леонидович Казин, д.ф.н., заслуженный работник высшей школы России, директор Российского института истории искусств: «Февраль и октябрь: два пути русской цивилизации». Россия — это уникальная страна, где до сих пор говорят о тех вещах, о которых в «просвещенных» странах давно перестали говорить. Россия продолжает религиозную борьбу, эту невидимую брань, которая в нашей стране осязаема. На Западе религиозная борьба завершилась поражением. В России же нет неверующих, есть верующие в то, что Бога нет. В нашей стране политика и экономика есть формы проявления религиозного ценностного начала. Февральская революция — ключевое событие, победа модерна, который в Европе победил 3-4 века назад. Произошел слом ценностных оснований православной русской цивилизации. Русский народ не принял этот переворот. В основе Октябрьской революции лежала идея земного рая. Октябрь стал расплатой, искуплением, за Февраль, а Великая Отечественная война — искуплением Октября. Если бы не был уничтожен нордический оккультный германский рейх, то русского народа уже не было бы. На это собственно и была направлена агрессия германского рейха. Советская духовность являлась превращенной формой православно — духовной энергетики. Для России власть – это скорее бремя, чем не привилегия, а богатство — испытание. Русская культура и русская экономика не подготовлены к капитализму. В России сильно государственное начало. Сейчас очевидны признаки завершения определенного этапа в мировой истории.

«В этом плане значение России уникально: мы единственная христианская страна в мире, которая продолжает защищать эти идеалы и эти интересы всем основным корпусом народа, который сознательно или бессознательно эти ценности разделяет.»

С докладом «Любовь русского народа как основа российской государственности» выступил доктор экономических наук профессор Валерий Николаевич Андреев. Естественной сверхзадачей любого народа и государства является максимизация земного срока своего существования. В России выделяют четыре системы предпочтений: 1. Традиционалисты: предки важнее, чем мы, а мы важнее, чем потомки; 2. Прогрессисты: потомки важнее, чем мы, а мы важнее, чем предки; 3. Либералы: мы важнее, чем предки и потомки; 4. Консерваторы: мы менее важны, чем предки и потомки. Среди русских и православных преобладают консерваторы. Компромисс между либералами и консерваторами невозможен. Если будет выбран либеральный курс, то это приведет к исчерпанию ресурсов и вымиранию этноса. Необходимо добиваться установления системы консервативных предпочтений, которая связана с сознательным ограничением потребностей. Во главе же государства должны стоять консервативные, семейные, местоукорененные, национально — ориентированные и религиозные люди.

Доцент кафедры конфликтологии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук Георгий Васильевич Зазулин выступил с докладом: «К вопросу о векторе духовно-нравственного развития России в XXI веке». Логика цивилизационного подхода диктует необходимость понимания Февральской революции как одной из первых цветных революций. В 20 веке порожденная революциями «разорванность России» трансформировалась в Гражданскую братоубийственную войну, а затем в противостояние материализма (европейское заимствование) и идеализма (отечественные, религиозные корни). «Сегодня мы осознаем, что наше «советское» и наше «христианское» есть противостояние идеологическое, а не национальное и тем более не цивилизационное.» Георгий Васильевич считает, что в 21 веке политика должна быть направлена на устранение «многовекового разрыва», уменьшение «социальной поляризации» в идеологической и экономической сферах. Главным инструментом для этого он видит документ, подписанный Президентом Российской Федерации, где прописан приоритет духовного над материальным – Стратегию национальной безопасности России (в редакции от 31.12.2015 г. )

На конференции также выступили:  Александр Петрович Беляков, член «Собора православной интеллигенции», капитан 1-го ранга  — «Духовные причины разложения вооруженных сил дореволюционной России в 1917 году»; Вадим Викторович Рыбин, депутат муниципального совета округа Гавань города Санкт-Петербурга  — «О возвращении первоначальных наименований архипелагу Северная Земля и острову Малый Таймыр»; Юрий Михайлович Зенько,  директор Центра христианской психологии и антропологии психолог  — «Духовно-нравственный вектор дореволюционной отечественной психологии и современные проблемы»; протодиакон Владимир Василик, д.и.н.,  к.б.н., доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии  -«Анатомия измены: почему и как произошла Февральская революция (1917)»; Дмитрий Игоревич Стогов, к.и.н. — «Российская провинция в XX — начале XXI века: духовно-нравственный аспект» и многие другие.

По результатам конференции будет составлена итоговая Резолюция, которая будет опубликована на сайте Совета православных общественных объединений — sovet.ethnorelig.ru — и планируется выпуск сборника с докладами.

Конференция организована Санкт-Петербургским отделением «Собора православной интеллигенции во имя святого преподобного Серафима Вырицкого»  в содружестве с Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, ТО «Возрождение», МОО «Александро-Невское братство», МОО «Русское собрание» и др. — Советом православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии.