Прошел форум «Государство и религия: пути диалога»

Форум «Государство и религия: пути диалога» прошел в Санкт-Петербурге 29-30 октября. Его организовали Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и Президентская библиотека.

В Северо-Западном институте управления РАНХиГС состоялась дискуссия «Гармонизация интересов Церкви и общества в городском пространстве». Заседания секций прошли в Доме офицеров, Северо-Западном институте управления, СПбДА.

В Президентской библиотеке состоялось пленарное заседание. Директор Северо-Западного института управления Владимир Шамахов в приветствии отметил, что тема форума свидетельствует о том, что государство и религия в России должны быть вместе. В развитии диалога важна роль молодежи, чтобы интерес к нему возник у представителей науки, образования.

Ректор СПбДА епископ Силуан (Никитин) в кратком слове подчеркнул, что на протяжении многих веков Церковь, общество и государство существовали как единый организм, но сегодня ставится под сомнение то, что религия свидетельствует об истине. В прошлом духовенство представляло собою сословие, это было причиной разрыва между ним и обществом. Сейчас, когда сословного деления нет, разрыв наблюдается по другой причине — Церковь и секулярное общество говорят на разных языках. Необходимо вести диалог тактично, недопустимо, когда политические силы используют религиозный фактор.

Владыка огласил приветствиемитрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

«Только на основе взаимного уважения и соработничества, опираясь на ценности, имеющие источником Священное Писание, можно сберечь свободу, справедливость и обеспечить наше общее будущее. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Эти слова учат, что обретение свободы возможно только через любовь и помощь ближним. Настоящая свобода личности и человечества формируется через нравственное воспитание и саморазвитие, через духовный и интеллектуальный рост», — сказано, в частности, в послании.

Дискуссия «Государственно-конфессиональные отношения в эпоху постсекуляризма» открылась докладом заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе «Решения Европейского суда по правам человека и вопрос морали: избранные решения».

Докладчик предложил проследить роль морали в деятельности ЕСПЧ как правоприменительной организации. Он рассмотрел некоторые решения ЕСПЧ. Либеральные круги распространяют информацию, что ЕСПЧ поддержал печально известный «панк-молебен» в храме Христа Спасителя. Но это не совсем так: суд признал законность вмешательства государства в это дело, просто приговор счел чересчур строгим. ЕСПЧ признал права верующих людей. Тем не менее, ЕСПЧ принял ряд решений по поводу прав сексуальных меньшинств, в чем проявляется его ангажированность. На самом деле нет отдельного европейского документа о «правах» сексуальных меньшинств, поскольку ряд государств эти «права» оспаривает.

Профессор РГПУ Александр Прилуцкий выступил с сообщением «Специфика постконфессиональной парадигмы в современном мире». Принято считать, что конфессии — продукт Реформации. Но первичны не конфессии, а социально-экономические предпосылки их образования. В середине ХХ века началось экуменическое движение, и можно проследить, как из повестки заседаний постепенно исключались богословские вопросы, они заменялись социальными, этическими, наблюдался процесс бюрократизации. Раньше говорили: «Я баптист/методист», а теперь: «Я посещаю такой-то храм». При этом переехать и сменить конфессию считается вполне нормальным: на выбор конфессии американцами влияет территориальная близость храма, характер общины, наличие доступной социальной среды — школы, кладбища. В Германии одно время наблюдался «низовой экуменизм», включающий даже совместное причащение католиков и протестантов, и светские и церковные власти смотрели на это сквозь пальцы. Информативным фактором стало отношение к системе ценностей, а не конфессиональная принадлежность. Восточные Церкви в этом плане до последнего времени были более традиционны, но политика Константинополя изменила ситуацию.

Владыка Силуан отметил, что было бы интересно понять, как религиоведы в постсекулярную эпоху определяют, что такое религия. «Я рассматриваю религию как связующее звено между человеком и Богом, — отметил он. — Задача Церкви — привести человека к спасению через ознакомление с Божественной истиной, через воспитание, обучение Закону Божию и участие в Таинствах. Но в обществе религия воспринимается часто как политическая сила, человеческая организация. На самом деле христианство установлено Богочеловеком, мы помним заповедь Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19)». Он также попросил Александра Прилуцкого уточнить, что тот имеет в виду, говоря про Константинополь.

Александр Прилуцкий отметил, что о том, как современное религиоведение определяет религию, можно говорить долго, потому что существует несколько сотен определений, и ни одно из них не является общепринятым и удовлетворительным. Но подобная ситуация наблюдается не только в религиоведении, это общая тенденция в современную эпоху. Это же касается понятий «наука», «культура», «деятельность», «труд», «деньги». Но проблема коммуникации с этим не связана, все понимают, о чем идет речь. Что касается Константинополя, он имел в виду, что дарование автокефалии раскольникам размывает понятие принадлежности к Православной Церкви. Это касается и других этических вопросов. Если раньше человек говорил: «Я православный», и было понятно, каких этических взглядов он придерживается, то теперь подобное заявление оставляет пространство для уточнений. Этические представления изменились: взять хотя бы комплекс идей, касающихся развода и второго брака. Строго говоря, на основании канонических норм такой возможности нет, а если посмотреть Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, а также материалы Поместного Собора 1917-1918 года, можно увидеть, что отношение к этой проблеме иное.

Ведущий научный сотрудник Северо-Западного центра религиоведческих и культурологических исследований Татьяна Пронина также отметила, что определений религии огромное количество, и религиоведы предпочитают работать с конкретной религией. Наблюдается утрата религией «монополии на истину», плюрализм. В самом плюрализме ничего плохого нет, но от традиционных религий требуются усилия: принудить придерживаться той или иной веры нельзя. Человек придет туда, где ему комфортно и интересно. Нужно перенимать опыт культурных инициатив, работы с молодежью.

Епископ Силуан отметил, что имеет большой опыт общения с представителями Евангелической Лютеранской Церкви Финляндии. Чего только ее священнослужители ни делают, чтобы привлечь прихожан: даже используют рок-музыку во время богослужений, но людей больше не становится.

Александр Прилуцкий подтвердил, что осовременивание богослужения способствует оттоку из протестантских церквей значительного числа традиционалистов, в некоторых случаях наблюдается возврат к католическому богослужению.

Настоятельница Новодевичьего монастыряигумения София (Силина) рассказала, что в начале 1990-х ознакомилась с документами заместителя тогдашнего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака о необходимости ликвидировать «монополию» Русской Православной Церкви на религиозную жизнь. Разрушение влияния Церкви на общество, подчеркнула она, — это не естественный процесс, был включен административный ресурс. Например, в северной столице сектантам отдавали значительные земельные участки, и только через пятнадцать лет государство поняло опасность секты Свидетелей Иеговы и запретило ее деятельность. Так что религиозный плюрализм необходимо рассматривать не только в этическом аспекте.

Председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и обществапротоиерей Александр Пелин сделал упор на понимании таких фундаментальных понятий, как честь, совесть, ответственность и семья через призму СМИ и мультимедийных образов: «Выработанные веками общечеловеческие нравственные ценности размываются, во многом — под влиянием динамичных и сложных потоков информации. Необходимо понять, как наладить работу не только со взрослыми, но и с молодежью, донести до нee моральные идеи и идеалы, какой для этого необходим язык».

Были также обсуждены вопросы, является ли Церковь «мягкой политической силой», имеет ли право священнослужитель публично объявлять о своих политических пристрастиях, шла речь о каналах коммуникации между государством и религиозными объединениями, о православии как культурной идентичности России.

ИА «Вода живая»,