По благословению высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского 13 ноября 2023 года в Институте истории и социальных наук РГПУ им.А.И. Герцена прошел Всероссийский научно-практический семинар «Духовно-психологические аспекты суицидального поведения детей и подростков (на примере групп смерти «Синий Кит», «Колумбайн» и т.д.)». Организаторами семинара выступили Комиссия Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни, Институт истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, Институт психологии РГПУ им. А.И. Герцена, Петровская Академия наук и искусств. Семинар прошел при поддержке Санкт-Петербургской Академии Следственного Комитета РФ.
Перед началом семинара было оглашено приветствие к участникам председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания РФ Нины Останиной.
Семинар модерировал член Комиссии, председатель ОВЦО Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин.
Семинар открыл директор Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, председатель Экспертного совета Санкт-Петербургского регионального отделения ВРНС профессор Александр Прилуцкий, который обозначил тему встречи и возможные пути ответов на поставленные вопросы: каковы же социальные, психолого-педагогические и духовные предпосылки, которые толкают, подчас совсем маленьких детей, совершить такое страшное деяние, как самоубийство.
Профессор МГЛУ, старший аналитик РАО Роман Силантьев обозначил свое видение проблемы. Он указал, что, к сожалению, на маленьких детей идет целенаправленное манипулятивных деструктивное воздействие через Интернет группы, где пропагандируется суицидальное (антивитальное) поведение детей и подростков. «Количество самоубийств среди детей и подростков в России, — заключил профессор Силантьев, — несмотря на запрет так называемых «групп смерти», к сожалению не снижается».
Директор Института психологии Герценовского университета доцент Светлана Безгодова указала на основные, по ее мнению, причины антивитального поведения детей и подростков. Первой и главной причиной является неумение современного подростка справляться с первыми жизненными трудностями, их социальная и духовно-психологическая незрелость. Педагого-психологические исследования референтных групп показали, что чаще к суицидальному поведению склонны как раз подростки из вполне благополучных семей, где за них все решают взрослые. Любой стрессовый фактор, будь-то не сданный зачет или экзамен, конфликт с классным руководителем или со школьными товарищами, первая неразделенная любовь-дружба, воспринимается ребенком, как страшный и ужасный, подчас носящий необратимый характер. И если родители не научили ребенка преодолевать трудности, не закалили характер ребенка, он всегда, сталкиваясь с проблемами, оказывается на грани срыва, истерики, панических настроений.
Лишь на втором месте причиной суицида можно назвать воздействие на эмоциональную сторону подростков суицидальных групп в Интернете. У маленьких детей, воспринимающих мир в игровой форме, тема «жизни и смерти» не может восприниматься правильно. В Интернет игре ведь можно все «отыграть назад», получить множество «несгораемых жизней».
И, конечно же, необходимо указать на фактор задержки социального и умственного взросления современных детей и подростков, тогда как наоборот, половое созревание происходит в достаточно раннем возрасте.
Заместитель директора Института психологии Герценовского университета доцент Галина Иконникова остановилась на некоторых цифрах, озвучив, что примерно 4 % из почти 55 000 людей, добровольно ушедших из жизни в России за прошлый год, составили дети и подростки до 18 лет. Она остановилась на необходимости грамотной психолого-педагогической работе в школах, а также указала, что большое количество частных психологических консультаций, куда обеспокоенные родители приводят свое чадо, склонное к депрессиям и суицидальным мыслям, также не являются панацеей и далеко не всегда способны оказать квалифицированную помощь, смягчая глубину проблемы, дабы не потерять пришедшего клиента.
Практикующий психолог с многолетним стажем, эксперт Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания Алексей Богачев указал, что в любом учебнике по психиатрии суицид квалифицируется как психиатрический случай. Он также заметил, что есть четкое указание Президента РФ о создании в школах психологической службы, которая могла бы помочь детям и подросткам, находящимся в стрессовых или пограничных состояниях, разрешать проблемы. Также, по мнению эксперта, данную проблему не решить без активного взаимодействия священнослужителей, психологов и педагогов, когда они могли бы вместе помочь ребенку разобраться со своим психологическим состоянием.
Доцент Уральского государственного горного университета Алексей Старостин указал, что хотя большинство так называемых «групп смерти» в сети Интернет закрыты, постоянно появляются те или иные новые субкультуры, которые пропагандируют антивитальное поведение детей и подростков. По мнению ученого, к таким опасным явлениям относиться субкультура «шрамирования» (нанесения на тело видимых знаков и порезов в жизненно важных местах), а также проповедь «анерексии», как квази-культуры голодания, которая приводит молодых людей, страдающих избыточным весом, к невозможности употребления нормальной пищи, и в конечном итоге, к смерти.
На семинаре также поднимался вопрос вменяемости и ответственности ребенка за свои деяния, осознания/не осознания вопроса «жизни и смерти». С какого же возраста можно считать ребенка способным к осознанному суицидальному действию?
Своим опытом надзора по делам связанным с детскими и подростковыми самоубийствами поделился заместитель руководителя первого контрольно-следственного отдела Следственного Управления Следственного Комитета России по Чувашской Республике полковник юстиции Максим Смирнов. Максим Александрович дал обстоятельную характеристику состояния дел в этой области за последние три года на примере работы в Чувашской Республике, подробно остановившись на теме профилактике антивитального поведения детей и подростков. Также полковник Смирнов указал, что при рассмотрении преступлений в отношении несовершеннолетних, проходящим по особо тяжким уголовным статьям, законодатели руководствуются определениями Конституционного Суда Российской Федерации (от 25 сентября 2014 года N 2214-О, от 21 мая 2015 года N 1173-О и N 1174-О, от 29 сентября 2015 года N 1969-О и от 25 февраля 2016 года N 286-О и ряда других), где прямо указывается двенадцатилетний возраст, при котором ребенок еще не может в полной мере осознавать те деяния, которые совершаются по отношению к нему взрослыми преступниками. «Лицо, не достигшее двенадцатилетнего возраста, в силу возраста находится в беспомощном состоянии, т.е. не может понимать характер и значение совершаемых с ним действий. Тем самым указанное примечание определило двенадцатилетний возраст как возраст, безусловно свидетельствующий о беспомощном состоянии потерпевшего». Церковные структуры могут сослаться на этот опыт российского законодательства и это может быть положено за основу в ответе на вопрос о предельном возрасте вменяемости ребенка, совершившего суицид, подытожил полковник юстиции.
Своими замечаниями и предложениями также поделились архиепископ Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархии, секретарь Комиссии Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни протоиерей Кирилл Шевцов, имам-мухтасиб Санкт-Петербурга, аспирант Института истории и социальных наук РГПУ им Герцена Дамир Хусаинов. По результатам проведенного семинара будет составлен итоговый документ, который планируется довести до всех заинтересованных сторон.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.