Агнец (слав. «ягненок») — литургический хлеб, употребляемый в Православной церкви для совершения таинства Евхаристии. Согласно учению Церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Агнцем символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.
Акафист (греч. «неседальное пение») — форма церковной поэзии, христианское песнопение, исполняемое в храме всеми присутствующими стоя. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо святого. Состоит из 25 строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста, остальные завершаются возгласом «Аллилуйя»). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит 12 приветствий, начинающихся со слова «радуйся». Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому.
Аксиос (греч. «достойный») — возглас, произносимый архиереем, совершающим рукоположение новопоставленного диакона, священника или епископа. В древности пением «аксиос» народ выражал согласие с достоинством рукоположенного.
Аллилуйя (греч. — от евр. «хвалите Бога») — возглас в церковных песнопениях, издревле употреблялся в христианском богослужении как вступление или заключение молитвы с присовокуплением слов: «слава Тебе, Боже».
Аминь (греч. от евр. истина) — слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода. Обычно — завершающая формула в молитвах и псалмах, призванная подтверждать истинность произнесенных слов.
Антидор (греч. «вместо дара») — части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после Литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в богослужении.
Артос (греч. «хлеб») — квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь.
Благодарственные молитвы — пять молитв, читаемых верующими после причащения.
Вечерня — богослужение суточного цикла, совершаемое вечером, один из двух «великих» (наряду с утреней) часов, восходящее к библейскому обряду вечернего возжигания светильника. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и великих праздников, предваряет всенощное бдение. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздничных дней, либо в соединении с утреней в составе всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников. Повседневная вечерня служится в будние дни.
Водоосвящение — освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое — в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день.
Всенощное бдение — богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.
Глас — в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т. е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки.
Дары святые — хлеб (частицы просфоры) и вино в таинстве Евхаристии, после пресуществления их в Тело и Кровь Христовы. Вкушение или принятие Св. Даров составляет таинство причащения.
Евангелист — автор одного из четырех Евангелий, входящих в Новый Завет. Евангелистами являются апостол Матфей, апостол Марк, апостол Лука и апостол Иоанн.
Евхаристический канон — главная часть Литургии, во время которой совершается преосуществление Святых Даров. Евхаристический канон начинается возгласом «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа, буди со всеми вами» (2 Кор. 13:13). В настоящее время в Православной Церкви используются евхаристические каноны Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв (канон Литургии Василия Великого более продолжительный).
Евхаристия (греч. «благодарение») — таинство Православной Церкви, иначе называемое таинством причащения. Таинство Евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. По учению Православной Церкви при совершении таинства Евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на Литургии во время евхаристического канона.
Ектения (греч. «тянуть») — молитвословие, начинающееся с призыва к молитве и состоящее из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего Бога. Ектения произносится диаконом или священником, после каждого прошения хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Ектении различаются по содержанию и числу прошений: великая или мирная ектения — наиболее полная (около десяти прошений), малая — из одного прошения, сугубая (т. е. усиленная), просительная и др.
Елеопомазание — помазание елеем, символически изображающее излияние Божией милости на помазуемого. Елеопомазание совершается: а) на утрени с полиелеем после чтения Евангелия, б) над крещаемыми перед крещением.
Елеосвящение (соборование) — таинство Православной церкви, совершаемое над больными. Елеосвящение совершается священниками или архиереями. Совершение елеосвящения желательно несколькими священниками (отсюда др. назв. — соборование), но допускается и одним.
Заамвонная молитва — читается священником или архиереем в конце Литургии, стоя лицом к алтарю, перед амвоном. В настоящее время существуют заамвонные молитвы: молитва Литургии Иоанна Златоуста (и Василия Великого) («Благословляй благословящие Тя…»), содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др.; и молитва Литургии Преждеосвященных Даров («Владыко Вседержителю, иже всю тварь…»).
Зачало — принятое в Православной Церкви богослужебное деление текста Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Размер зачала — от 10 до 50 стихов.
Интронизация — торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на Патриаршую кафедру. Интронизация совершается во время Литургии с облачением новоизбранного Патриарха в патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха.
Ирмос (греч. «связь») — первая строфа в каждой из девяти песен канона, в которой прославляются священные события или лица.
Канон (греч. «правило») — жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 4–6 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского — до 30). Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов.
Кафизма (греч. «сидеть») — богослужебное деление Псалтири. Псалтирь разделена на 20 кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм определен уставом, согласно которому, Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста — дважды за неделю.
Катавасия (греч. «схождение») — песнопение, которое поется на утрене в праздничные и воскресные дни в заключение канона; после каждой песни канона следует соответствующая катавасия. Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения этого песнопения.
Литургия (греч. «общее дело») — главное из богослужений, во время которого совершается таинство Евхаристии. В настоящее время в Православной Церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV веке переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом. Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического канона — литургия Василия Великого более продолжительна. Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Вход Господень в Иерусалим и Благовещение (если на Благовещение не попадают дни, когда совершается литургия Василия Великого). Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого — 1 января ст. ст. (14 января нов. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу.
Литургия Преждеосвященных Даров — литургия, во время которой верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде (преждеосвященные). Совершается во время Великого поста в будние дни.
Молитва Господня — главная христианская молитва «Отче наш, иже еси на небесах», которой Иисус Христос научил апостолов в ответ на их просьбу научить их молиться.
Молитва Ефрема Сирина — покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего», читаемая на богослужениях суточного круга в течение Великого поста до Великой среды Страстной седмицы. Составлена в IV веке преподобным Ефремом Сирином.
Молитва Иисусова — краткая молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя.»
Молитвенное правило — утренние и вечерние молитвы, читаемые верующими каждый день. Содержится в молитвослове и часослове.
Мясоед — период времени между постами, когда употребляется мясная пища.
Мясопустная неделя — предпоследнее воскресенье перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса.
Неделя — древнерусское название воскресенья. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот день.
Обедня — простонародное название Литургии.
Отдание праздника — последний день, как правило, многодневного попразднства великого праздника.
Отпевание — богослужение, совершаемое священником или архиереем при похоронах верующего. Существуют следующие чины отпевания: мирян, монахов, священников и архиереев, младенцев.
Отпуст — краткая молитва, произносимая священником или архиереем, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией.
Панихида (греч. «всенощный») — богослужение, на котором совершается поминовение умерших. Панихиды совершаются по просьбе верующих и в установленные дни всей Церковью — на Радоницу и родительские субботы. При совершении панихиды по усопшему на канун ставится коливо.
Паримия (греч. «притча») — чтение на богослужениях текстов из Ветхого или Нового Завета (преимущественно из Ветхого). Число паримии различается на разных богослужениях от 1 до 8. На утрени Великой Субботы читается 15 паримий. Паримии содержат пророчества о празднуемом событии.
Повечерие — богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды — вечери. Бывает великое (совершается в дни Великого поста, праздников Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).
Полиелеи (греч. «многомилостивый») — торжественное песнопение, состоящее из стихов псалмов 134 и 135; часть праздничной утрени от начала пения названных псалмов до чтения канона, наиболее торжественная часть всенощного бдения.
Полунощница — общественное богослужение, совершаемое в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная. В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается.
Попразднство — дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Попразднство имеют Пасха, двунадесятые (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Попразднство Пасхи длится 38 дней (до Вознесения): попразднство других праздников — от одного до восьми дней. Последний день попразднства называется отданием праздника.
Радоница — в Русской Православной Церкви день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после Пасхи.
Разрешительная молитва — 1. Тайносовершительная молитва исповеди, которую священник произносит в конце таинства исповеди, возложив на голову кающегося епитрахиль. 2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от содеянных при жизни грехов.
Рукоположение — богослужение, во время которого совершается таинство священства — поставление в священнослужители. Иначе — хиротония (греч. «рукоположение»). Рукоположение совершается в диаконы (из иподиаконов), в священники (из диаконов) и в архиереи (из священников). Соответственно существуют три чина рукоположения. В диаконы и священники рукоположение совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев (по крайней мере двумя архиереями).
Святки — дни от Рождества Христова 25 декабря ст. ст. (7 января нв. ст.) до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику 4 ст. ст. (17 нв. ст.) января. В святках нет постных дней и не совершается венчание.
Седмица — древнерусское название недели («седмь» — семь).
Символ веры — краткое догматическое изложение основы христианского вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (Никея, Малая Азия) в 325 году; в 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа. Читается (или поется) на каждом литургическом богослужении.
Соборование — см. Елеосвящение.
Сочельник — день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник) В сочельник установлен строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво — вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название.
Стихира — краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. Мелодия стихир подчинена гласам.
Требы — богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию верующих). Требы делятся на содержащие совершения таинств — крещение, миропомазание, венчание, исповедь, елеосвящение; и не содержащие — отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение дома и т.п. Совершителями треб являются священник или архиерей (за исключением крещения, которое в крайних случаях может совершаться мирянином). Чинопоследования треб содержатся в требнике.
Трисвятое — молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Обращена ко всем трем лицам Святой Троицы.
Тропарь — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой. Мелодия тропарей подчиняется гласам.
Устав богослужебный — сумма указаний, определяющая строение богослужений на все дни года.
Утреня — общественное богослужение, одно из богослужений суточного круга совершаемое, согласно Уставу, утром. В современной практике Русской Православной Церкви утреня совершается сразу по совершении вечерни, то есть вечером; в канун праздничных дней входит в состав всенощного бдения.
Херувимская песнь — неизменяемое песнопение, поется во время великого входа на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней Великого Четвертка и Великой Субботы). Херувимская песнь является приготовительной к достойному присутствию и участию в Евхаристии. Составлена и введена в употребление в VI веке в Византии. Называется по начальным словам «Иже херувимы».
Часы — общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки: первый час — вечером, третий и шестой часы — утром, девятый час днем. Первый и третий часы посвящены воспоминанию суда над Иисусом Христом у Каиафы и Пилата, шестой час — воспоминанию крестного пути и распятия Иисуса Христа, девятый час — воспоминанию Крестного страдания и смерти Иисуса Христа. Часы бывают вседневные, великопостные, царские и пасхальные.
Шестопсалмие — шесть псалмов, которые читаются в начале утрени: Пс. 3, Пс. 37, Пс. 62, Пс. 87, Пс. 102, Пс. 142.