25 мая в конференц-зале Российской Национальной Библиотеке, в рамках подготовки СПб идеологического форума, состоялся семинар «Преподавание истории религий в вузах России».
Этим научно-общественным мероприятием завершил свою работу Санкт-Петербургский богословско-педагогический форум, организованный Герценовским университетом совместно с Санкт-Петербургской митрополией. Обсудить сложности и перспективы преподавания истории традиционных религий собрались ведущие специалисты в области богословского, педагогического и исторического образования, представители исторических религий, общественные деятели. Модератором круглого стола выступил, заведующий кафедрой истории религий и теологии РГПУ им. Герцена, председатель Экспертного совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора профессор Александр Прилуцкий. Открывая Круглый стол, он обратил внимание участников обсуждения на различные, существующие в научно-педагогическом сообществе представления о том, каким должен быть обсуждаемый курс: исключительно информационным, или же он должен обладать воспитательным значением и транслировать мировоззренческие смыслы. Без учета важности последней задачи поручение Президента России от 1 февраля 2023 года «…Рассмотреть вопрос о разработке и внедрении в образовательные программы высшего образования учебного курса (модуля) «История религий России» будет выполнено лишь формально.
Руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин в своем выступлении отметил, что в современном обществе именно традиционные религии обеспечивают сохранение и передачу от поколений поколениям традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение которых сегодня является важной задачей государственного значения. Поэтому обсуждаемый курс в информационном аспекте и воспитательной направленности должен базироваться на том, что прошло и выдержало проверку времени, что способно на идейном уровне сплотить многонациональный российский народ перед лицом современных геополитических испытаний.
Директор института теологии Санкт-Петербургского университета профессор Дмитрий Шмонин обратил внимание участников дискуссии на необходимость создания единого центра, который смог бы обеспечить плановость и последовательность работы по формированию контуров вузовского курса «история религий России» и его методического обеспечения. По мнению выступающего, очень важным является информирование заинтересованных министерств и ведомств о ходе обсуждения и предлагаемых рекомендациях.
Выступивший по каналам видео-конференц связи декан факультета истории, теологии и международных отношений Омского госуниверситета профессор Павел Зайцев отметил наличие содержательной и концептуальной связи между обсуждаемым курсом и курсом Основы Российской Государственности, четыре модуля которого поручено разрабатывать Омскому университету.
На коррелятивность теологии и религиоведения как теоретико-методологической основе данного курса обратил внимание в своем выступлении профессор кафедры истории религий и теологии Герценовского университета профессор Дмитрий Головушкин.
Заведующий кафедрой методики преподавания истории и обществоведения Герценовского университета доцент Дмитрий Кузин выступил с обоснованием того, что обсуждаемый курс в своей основе должен быть проблемным, а не фактологическим или чисто позитивистским. Он должен отражать проблематику, которую слушатель этого курса может встретить в жизни, а не на чисто теоретические концепты.
О важности учитывать накопленный опыт преподавания конфессионального религиоведения в духовных школах говорил в своем выступлении проректор по науке Санкт-Петербургской духовной семинарии Русской Православной Церкви протоиерей Константин Костромин.
В дальнейшей дискуссии приняли участие председатель Межрегиональной Общественной Организации «Совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области», генерал-майор Геннадий Фоменко, доктор исторических наук, профессор СПбГУ, протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, директор Института Хошимина Владимир Колотов.
Прозвучавшие в ходе дискуссии предложения и рекомендации будут обобщены в итоговом документе семинара.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.