«Прошли Святки даль расстаться, пришла Масленка кататься». «А масляна, масляна, воротися, до самого Великого дня протянися!»

Масляная или Сыропустная Неделя подходит к завершению…


Масленица – название, очевидно, христианское и связано с пищевым ограничением последней недели перед Великим постом. Связь Масленицы с четыредесятницей прослеживается уже в самой дате празднования – четкой привязке к Пасхе – главному христианскому празднику. Действительно, и анализ масленичных песен показывает, что семь дней Масленицы как бы являются зеркалом семи недель Великого поста и даже следующих семи недель Триоди Цветной: «протянися ты хоть до Духа», «нас Масленица подманила, на Великий пост посадила», и так далее во множестве вариантов по всем регионам России. Следовательно, все же есть основания рассмотреть Масленицу в связи с богослужебным циклом Триоди. Действительно, есть все основания рассматривать Масленичную неделю в контексте последней седмицы перед Великим постом: «Великий пост — это жизнь человечества на земле после грехопадения. Соответственно, до того жизнь протекала в раю». Так же интересно то, что грехопадение совершается в результате обмана змеем. Так, в масленичных песнях нередко можно услышать, что «Масленица подманила, на великий пост посадила».
В богослужебной практике Масляная Неделя находится между «Неделей о страшном суде» и Неделей «Воспоминание изгнания Адама из Рая». А широко распространенные названия, в которых указывается на сыр, как одно из блюд масленичной недели, свидетельствуют именно о христианском происхождении кулинарных особенностей Масленицы. Дело в том, что, по мнению некоторых исследователей, сыр славяне узнают после христианизации, после контактов с греками.
Интерес представляет и упоминание сыра наравне с другими кушаньями в масленичных песнях. Но при этом, в огромном числе фольклорных текстов не присутствует еще один элемент, ставший сегодня символом Масленицы это – блины. Масленицу встречают с сыром, с хлебом, с медом, с маслом. В масленичных песнях маслом поливают и устилают горы, едят курьи яйца. Блины же были повседневным блюдом, их зачастую пекли в будни. Каких-то особых рецептов именно масленичных блинов так же не существует.
Утверждение будто бы Масленица является доказательством двоеверия русского народа и синкретизма русской культуры является весьма безосновательным. Привязка Масленицы к весеннему равноденствию и усвоение ее, а вместе с ней блинов солнечному культу необоснованно. Сами блины не являются исключительно масленичным атрибутом, как и не связаны с культом солнца.
Значимым элементом масленичных гуляний является величание молодоженов. Вокруг них построена вся масленичная обрядность. Это так же отсылает зрителя к первой семье, прибывавшей в Раю, а так же к заповеди, данной людям тогда же» «Плодитесь и размножайтесь».

На Масленицу во многих селениях совершалось ряжение, присутствие медведя, козы и других животных что отсылает к райскому состоянию, когда человек давал имена животным и прибывал вместе с ними.
Но повсеместно, независимо было ли результатом чучело или нет, в финале масленичных гуляний, перед началом чина прощения, перед действом прощеного воскресенья жгли масленичный костер или чучело. Масленичный костер – это сжигание мусора, ветхости. Бесчисленное множество экспедиционных записей говорит, о том, что Масленицей называли кучу мусора, собранную детьми и подростками по всей деревне. Дети бегали по селению с призывом «подать на Масленицу». И в финале гуляний поджигали эту кучу на высоком холме, где до этого проходило катание с горы. Таким образом, масленичное чучело или более распространенный вариант Масленицы – куча мусора это символ ветхости и страстности того, от чего необходимо отказаться с наступлением поста.


14 марта 2021 года ООО «Петровский оздоровительный центр», при участии НО «Фонд поддержки и развития мордовской культуры в Санкт-Петербурге и Ленинградской области «Шумбрат», Прихода храма в честь великомученика Харалампия на Старорловской улице, Прихода в честь иконы Божией Матери «Трех радостей» организуют физкультурно-спортивный праздник «Проводы Масленицы» для посетителей оздоровительного Центра.

В программе праздника спортивные мероприятия (перетягивание каната, «стенка на стенку» с колотушками, «петушиные бои» с шапочками и многое другое). Песенно-музыкальное сопровождение мероприятия: − НО «Фонд поддержки и развития мордовской культуры в Санкт-Петербурге и Ленинградской области «Шумбрат» — народные песни под гармонь; − АНОО «Первый кадетский корпус» — военно-патриотические песни с элементами строевой подготовки; − проект «Город Мастеров» — музыкальное и поэтическое сопровождение праздника. — военно-исторический клуб «Ледунг» (маетание короткого копья – сулицы, стрельба из лука, бой на тямбарах, показательные выступления).
Мероприятие будет проводиться строго с соблюдением требований Роспотребнадзора по противодействию распространения Covid-19.

Программа мероприятия 14 марта 2021 года (ул. Никольская, 13 А. в районе Второго Суздальского озера, м. «Озерки»):


13-00 – открытие праздника, спортивные и музыкальные мероприятия 

14-00 – сжигание чучела Масленицы, символизирующего уход всего ветхого и старого, вхождение в Великий пост в обновленном состоянии.