29 февраля 2024 года в Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Дискурсы и практики традиции», собравшая ученых из России, Казахстана, Киргизии и Белоруссии. Конференция проводилась Герценовским университетом уже в девятнадцатый раз в содружестве с рядом ведущих вузов с целью изучения религиозной ситуации и факторов ее изменения за истекший период.
Председатель ОВЦО Санкт-Петербургской епархии кандидат богословия протоиерей Александр Пелин зачитал приветственный адрес в адрес организаторов, гостей и участников конференции митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, в котором, в частности, указывалось, что «разговор о традиции это не только и не столько разговор о прошлом, но прежде всего – о настоящем и будущем. Традиция требует не простого, формального усвоения, она должна быть понята и осмыслена, и только тогда она может раскрыть свой конструктивный потенциал. Поэтому нельзя говорить о традиции, не говоря о нас, о ее сегодняшних носителях, наших проблемах и чаяниях, нашем мирочувствии и мировосприятии. В этой связи, как никогда актуальным выглядит Указ Президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Представляется, что бережное отношение к традиции, должно сочетаться с творческим подходом к пониманию и осмыслению той ценностной парадигмы, выражением которой является традиционная культура, прежде всего базирующаяся на православном мировоззрении. Сегодня, как никогда, наше общество нуждается в ценностной концепции традиции».
Отец Александр подчеркнул, «что молодым исследователям следует обращать самое серьезное внимание не только на документы и факты давно ушедших эпох, но оперативно реагировать на реальные изменения в религиозном дискурсе современности. Современные документы некоторых религиозных организаций, которые часто выдаются за чисто теологические, например, «Послание Архиерейского Синода УГКЦ в Украине по поводу войны и справедливого мира в контексте новых идеологий», опубликованное в феврале 2024 года, являются целиком ангажированными, научно некорректными. В них не содержится сколь-нибудь глубоких и научно обоснованных оснований, а лишь чисто политизированные квазитеологические аргументы. В частности, терминологический словарь описываемого документа включает в себя такие понятия, как «тоталитарный режим», «новая русская тирания», «декоммунизация», «люстрация», «постмодернисткий тоталитаризм», «демоны русской истории», «рашизм» и другие новые словообразования, никак не находящие себе основания ни в Священном Писании, ни в Священном Предании Церкви. Таким образом, мы имеем дело с очевидной подменой понятий, когда политически не нейтральные, и агрессивно антироссийские высказывания выдаются за богословски обоснованные».
От имени Герценовского вуза собравшихся приветствовал проректор Роман Соколов, подчеркнувший важность гуманитарной составляющей в развитии современного социума, и в частности, актуальность теологических и религиоведческих исследований.
Слова приветствия от имени ректора Санкт-Петербургской Академии епископа Петерговского Силуана передал протоиерей Дмитрий Лушников. От Научно-образовательной теологической ассоциации к собравшимся обратился директор Института теологии СПбГУ профессор Дмитрий Шмонин, указавший на необходимость ценностного наполнения образовательного теологического знания и совершенствования методик преподавания теологии в целом.
Управляющий делами Митрополичьего округа в Казахстане епископ Каскеленский Геннадий выступил на тему «Православие в дружественном Казахстане». Он особо отметил, что «православные христиане Казахстана сталкиваются с рядом вызовов и трудностей в сфере воспитания детей и молодежи на основе традиционных духовно — нравственных ценностей. Мы не имеем возможности пользоваться такими свободами, какие есть в России. Казахстан — многоконфессиональное светское государство, где внимательно следят за тем, чтобы в стране сохранялся дух межрелигиозного мира и согласия. Постулируется, что государственные служащие не должны мотвировать свои решения собственными религиозными убеждениями. Запрещена любая религиозная деятельность и распространение религиозной информации в учебых заведениях. Усиливается контроль за распространением в стране религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Литература должна проходить религиоведческую экспертизу, а распространять ее можно только в специально отведенных местах. Таким образом религия вытесняется из общественного пространства в сферу частной жизни. Православные с пониманием вопринимают эти ограничения, осознавая, что ради собственной безопасности приходится жертвовать частью свобод.
В связи с этим напрашивается предположение, что по мере того, как традиционные православные российские регионы будут терять свою идентичность, превращаясь в мультикультурные общества, подобные ограничения неизбежно будут вводиться и у них. Представителям православной общественности есть о чем задуматься.
Другой серьезной проблемой для православных Казахстана является отток славянского населения. Если в конце 80- х годов в стране проживало более 7 миллионов этнических русских, то сегодня их немногим более 3 х миллионов. В связи с этим хотелось бы предостеречь российских политиков и общественных деятелей от непродуманных заявлений, которые могут нарушить в Казахстане межнациональный мир и спровоцировать всплеск негативного отношения к русским со стороны коренного населения Республики. Вызывают сожаление высказывания, нацеленные на то, чтобы побудить всех русских граждан Казахстана к переселению на историческую родину, в Россию. Казахстан — место, освященное памятью множества мучеников и исповедников XX века, здесь возведены шедевры церковной архитектуры. Сохранить и передать потомкам все это богатство — священная обязанность православных, проживающих как в Казахстане, так и в России».
В выступлении заместителя директора Иститута Европы РАН профессора Романа Лункина была подробно проанализирована проблема взаимоотношений традиции и новых, в том числе технологических, измерений реальности.
Директор института истории и социальных наук Герценовского университета профессор Александр Прилуцкий остановился на серьёзных и устойчивых стереотипах в научном подходе к традиции. «Первая проблема коренится в терминологии. Часто мы не успеваем серьёзно осмыслить те слова, которые мы произносим. Если мы проанализируем дискурс, то увидим, что обыденный язык очень широко понимает традицию. Часто традиция смешивается с архаикой, а научный дискурс требует их чёткого разделения. Внимательно разобрав понятия, мы увидим их чёткое различение. Архаика больше апеллирует к бессознательному и подсознательному слою. Традиция как правило гораздо более конкретна и структурирована.
Существует устойчивый стереотип, что традиция это, прежде всего, сельская жизнь и культура. Но и в рамках городской культуры тоже есть своя мифология и все иные элементы традиции. Часто привычные понятия представляют как раз хаотическое смешение элементов традиции и архаики. В условиях конкуренции культурных феноменов сельская всегда проигрывает городской, что подчёркивает именно преобладание архаики в сельской традиции. Так что сведение традиции к сельской культуре – неоправданное упрощение.
Также стоит разобрать явление квазитрадиции. Тут подходит понятие семиотической мимикрии. Часто квазитрадиция использует внешние маркеры, усвоенные обыденным сознанием, и используя их пытается подменить смысловые слои традиции».
Директор Института Хо Ши Мина СПбГУ профессор Владимир Колотов в своём выступлении разобрал опыт взлома традиции с целью глубокого переформатирования геокультурных пространств. Так, для перепрошивки традиционного буддизма в период войны во Вьетнаме французская разведка внедрила в сознание части военно-полевых командиров новую квазирелигию — «каодаизм». Именно с помощью новых технологий управления сознанием десятилетиями перековывается молодежь в Украине, и даже есть попытки использование подобного опыта в России. Так, экс-губернатор Белгородской области Евгений Савченко, некоторое время назад, подпал под влияние похожей манипулятивной технологии о чем и написал в своей книге «Потрясение…», как во время предпоследнего губернаторского срока познакомился с женщиной-«боговидицей», через которую смог общаться с «Господом Земли Моностоном», Богородицей, Сергием Радонежским и душой Владимира Высоцкого. Они передавали ему советы по управлению одним из самых экономически развитых российских регионов и ставили конкретные задачи во время кризиса на Украине в 2014 году. Данная позиция была аргументирована раскритикована митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном.
Докладчик подчеркнул, что зачастую в качестве аргумента для публики и для слома традиции как раз используются обвинения представителей традиционных религиозных организаций в том, что они погрязли в архаике.
Директор гуманитарного института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Даниил Крапчунов посвятил своё выступление разбору образа голубя (горлицы), в его светском и сакральном аспектах. Это древний образ, который встречается в самых ранних христианских изображениях. В виде пикирующего голубя мы видим этот символ еще в катакомбах. Так, древнейший символ Рюриковичей – это именно пикирующий голубь, а не сокол, с которым он стал ассоциироваться позже. Также голубь — это символ снисхождения Святого Духа. А парящий голубь, особенно часто употреблялся как дарохранительница. Какое-то время они были очень популярны в западной церкви. Также голубь очень часто встречается в русской народной традиции, причём во многих её вариантах. Голубь также известен как символ Великого Новгорода.
Главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга профессор Михаил Шкаровский выступил с разбором истории традиции почитания св. кн. Александра Невского в современной истории России. На протяжении столетий св. кн. Александр Невский был одним из самых почитаемых святых. Традицию почитания князя в Санкт-Петербурге заложил Пётр 1, перенеся его мощи из Владимира в Санкт-Петербург. И уже в ближайшие годы в Петербурге было около 30 храмов, посвящённых ему. Также с князем Александром Невским в Петербурге связана обширная топонимика, проводятся многочисленные конкурсы, премии, музыкальные и художественные фестивали, возрожден исторический Крестный ход 12 сентября.
С заключительным докладом пленарной части выступил профессор кафедры истории религий и теологий Дмитрий Головушкин. Его речь касалась конститутивного понимания традиции. В науке в какое-то время довлело нездоровое, неправильное понимание традиции. Традиция не отделялась от архаики. Одним из первых на иное понимание традиции указал Джеймс Джордж Шилдс, который предложил альтернативный подход к традиции как динамическому и развивающемуся явлению. Далее было поставлено под сомнение противостояние модернизации и традиции. Шмуэль Эйзенштадт доказал, что модернизация является одним из проявлений традиции. Природа традиции как включённой в современность, а не чуждой ей была научно доказана. Способность каждого конкретного человека, усваивать и воспринимать традицию – фактически только это и определяет её пределы. Это позволяет говорить о традиции как о динамичной метасистеме.
После окончания пленарной части конференция разделилась на 3 секции, а также на студенческий круглый стол. Всего в ходе работы конференции прозвучало более 50 докладов и сообщений.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.