Протоиерей А.Пелин выступил в Архангельске на семинаре «Современные методы разрешения межэтнических и межконфессиональных конфликтов на ранних стадиях»

Технологии переформатирования национальной и религиозной идентичности угрожают безопасности России. Такую мысль высказал в Архангельске протоиерей Александр Пелин.
1_img_0599
Глава отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии выступил в столице Поморья на семинаре «Современные методы разрешения межэтнических и межконфессиональных конфликтов на ранних стадиях».

Священник обратился к идеям петербургского профессора востоковеда Владимира Колотова, разрабатывающего понятие «Европейской дуги нестабильности».
«Как это было предсказано в книге «Великая шахматная доска» Збигнева Бжезинского, вокруг России специально устраивается пояс нестабильных структур, расшатываются основы государства. Это государства восточного ареала, Украина, государства Прибалтики, которые давно заряжены этнонационализмом и во многом отрицательно относятся к России как к государственному образованию», — уточнил отец Александр.
По его словам, профессор Колотов профессионально занимается Вьетнамом. «Там в 1960-е годы появилось новое религиозное движение, которое было создано в недрах французской разведки, — продолжил спикер. — Новое религиозное оружие, если угодно. Оказывается, чтобы поменять идентичность, французы вместо террора и подкупа внедрили религиозное учение, которое пытались связать с элементами католицизма и местных обычаев почитания предков. Вьетнамское общество раскололось, и  появилась вражда. Люди стали воевать между собой. Все это было выгодно французской администрации, под оккупационным режимом которой находился Вьетнам».
Аналогичная ситуация, по мнению отца Александра, происходит в новейшее время на Украине. «Если вы сейчас посмотрите на Украину, будете поражены тому, как всего за 20 лет изменилась парадигма украинской идентичности. Братский народ перестал быть таковым для нас. Для этого применялись все возможные способы: формировалась новая мифология, писались новые учебники истории, происходила героизация сомнительных персонажей, того же Бандеры. Была осознанная поддержка униатской церкви, так называемой греко-католической.  Это была сознательная целенаправленная политика. В каждой области находились десятки американских инструкторов, общее количество этих открыто действующих людей составляло не менее пяти тысяч. Это было 15 лет назад. В это время наши спали. Россия тогда была слаба. Не было Путина, мы фактически теряли свою государственность».
Также петербургский священник рассказал о трех типах общества — традиционном, модерна и постмодерна. Именно идеология модерна позволила конструировать этносы, исходя из геополитических интересов.
«Научная парадигма возникает и развивается во время модерна, в эпоху возникновения больших университетов, урбанизации, секуляризации. Эпохе модерна присуще конструктивистское отношение к этносу. В завершающей фазе модерна появляются новые представления в среде ученых социологов, антропологов, этнологов, которые говорят, что этносы, нации не просто конструируются, но их с легкостью можно менять как перчатки», — сказал отец Александр.
По его словам, для постмодерна характерно представление об атомизированности человека: «Современный человек атомизирован, разделен даже в самом себе, некоторые исследователи говорят, что нельзя употреблять понятие индивида (что означает в переводе «неделимое»), они начинают говорить о «дивиде», о том, что человек разделен на компоненты. Отсюда понятие трансгендерности, различных пограничных состояний, когда человек «распадается». Также и трансэтничности, потому что сегодня ты хочешь принадлежать к одной этнической группе, а завтра к другой. Интересно, что сейчас формируются, нарастают как ком новые религиозные сообщества и этничности».
Кроме того, отец Александр подчеркнул, что деятельность рабочей группы по межнациональной и межрелигиозной медиации в Общественной палате РФ опирается в противовес конструктивистским формулировкам этноса, зародившимся в эпоху модерна, на иное понимание. «Мы основываемся на эссенциалистской теории, — сказал священник. — Авторы данного направления настаивали в своей концепции этничности на том, что это врожденная характеристика. Человек рождается с некоторой биосоциальной идентичностью. Эссенциализм говорит о том , что этнос связывает нас очень глубоко с природой. И в конечном итоге, как писал Эмиль Дюркгейм, у каждого народа есть общий предок, люди имеют некую способность и силу быть вместе не потому, что они ее приобрели в процессе социализации, а исконно. Это называется еще примордиальной теорией. Язык, религия, этничность, территориальная принадлежность — основные органические формы объединения людей. Почему это важно и почему наша рабочая группа основывается в своих воззрениях на эссенциалистской теории этноса? Потому что это наиболее объективная структура, учение об этносе».
Напомним, что отец Александр представил на семинаре Рабочую группу по межнациональной и межрелигиозной медиации в Общественной палате Российской Федерации. Он раскрыл теоретические основы работы по развитию навыков медиации — прогрессивной социальной практики управления межэтническими конфликтами.