Митрополит Варсонофий принял участие вo встрече, состоявшейся в Совете Федерации

В рамках Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники» митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий принял участие парламентской встрече, состоявшейся 28 января в Совете Федерации.

Митрополит Варсонофий принял участие вo встрече, состоявшейся в Совете Федерации
Читать далее Митрополит Варсонофий принял участие вo встрече, состоявшейся в Совете Федерации

Круглый стол на тему роли СМИ в сохранении наследия Победы прошел в Совете Федерации

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Л.Н. Глебова выступили 28 января в качестве сопредседателей и модераторов круглого стола «Общественно-государственное партнёрство в продвижении просветительских инициатив, направленных на сохранение наследия Великой Победы: роль средств массовой информации».

Читать далее Круглый стол на тему роли СМИ в сохранении наследия Победы прошел в Совете Федерации

Приветствие Президента РФ Владимира Путина участникам XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

Участникам и гостям XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники»

Читать далее Приветствие Президента РФ Владимира Путина участникам XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

27 января в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное пленарное заседание, посвященное открытию XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники».

Читать далее Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

Митрополит Варсонофий открыл выставку, посвященную святой княгине Ольге, в епархиальном музее

20 января в Музее истории Санкт-Петербургской епархии Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий открыл выставку «Святая равноапостольная княгиня Ольга», посвященную 1100-летию со дня рождения святой. В открытии приняла участие сотрудник Отдела, Ольга Гладкая.

Читать далее Митрополит Варсонофий открыл выставку, посвященную святой княгине Ольге, в епархиальном музее

Общественные организации провели круглый стол и подготовили резолюцию по его итогам

17 января в Санкт-Петербурге по инициативе А.В. Воронцова и Н.А. Останиной прошел круглый стол «Законопроект О. Пушкиной «О пресечении семейно-бытового насилия» — шаг к разрушению традиционных ценностей, семьи и безопасности России», организованный Петровской академией наук и искусств, ООД ВЖС-НАДЕЖДА РОССИИ и СПб отделениями ВСД «Русский Лад», РУСО, общества исторического просвещения «Двуглавый Орёл». В круглом столе приняла участие сотрудник Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Гладкая Ольга Михайловна.

Читать далее Общественные организации провели круглый стол и подготовили резолюцию по его итогам

Проект закона о профилактике семейно-бы тового насилия чужд духу христианства — эксперты

Дискуссия «Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» в контексте демографической и национальной безопасности» состоялась 16 января в конференц-зале гостиницы «Россия». Ее инициировал региональный координационный совет патриотических сил.

Проект закона о профилактике семейно-бытового насилия чужд духу христианства - эксперты
Читать далее Проект закона о профилактике семейно-бы тового насилия чужд духу христианства — эксперты

Председатель отдела сделал доклад на епархиальном собрании 2019 года

Собрание духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии по итогам 2019 года состоялось 23 декабря в Синем зале епархиального управления. Его открыл докладмитрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, в котором владыка рассказал о наиболее заметных событиях года и возможностях более эффективной работы в будущем. Он также остановился на проблеме признания Александрийской и Элладской Церквами антиканоничного псевдоцерковного образования на Украине.

Читать далее Председатель отдела сделал доклад на епархиальном собрании 2019 года

Состоялось итоговое заседание Президиума Совета православных общественных объединений

Итоговое заседание президиума Совета православных общественных объединений Санкт-Петербурга состоялось под руководством председателя епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Александра Пелина 20 декабря в Санкт-Петербургском художественном музее.

Итоги года подвел Совет православных общественных объединений
Читать далее Состоялось итоговое заседание Президиума Совета православных общественных объединений

Митрополит Варсонофий встретился с активом Совета православных общественных объединений

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 20 декабря встретился в епархиальном управлении с активом Совета православных общественных объединений города. 

Читать далее Митрополит Варсонофий встретился с активом Совета православных общественных объединений

ЛЕТО ГОСПОДНЕ. СВЕТ ВАЛААМА — II

Документально-художественная выставка, приуроченная 30-летию возрождения монашеской жизни на Святом Валааме.

13 – 30 декабря 2019 г. Открытие – 13 декабря, в 16 час.

В августе-сентябре 2015 года в выставочном зале Правительства Ленинградской области «Смольный» с большим успехом прошла первая, приуроченная 25-летию возрождения монашеской жизни на Валааме, выставка — «ЛЕТО ГОСПОДНЕ. СВЕТ ВАЛААМА».

К 30-летию возрождения Валаамской обители подготовлена вторая выставка «ЛЕТО ГОСПОДНЕ. СВЕТ ВАЛААМА», в экспозиции которой будет представлен фотодокументальный материал, подготовленный на основе интервью с начальником Приозерского подворья Валаамского монастыря игуменом Фотием (Бегалем), и живописные работы художницы Елены Назаровой, выполненные на Валааме в 2010-е годы.

Выставка «ЛЕТО ГОСПОДНЕ. СВЕТ ВАЛААМА – II» задумана как передвижной проект, который планируется показать на разных выставочных площадках в юбилейный год возрождения Валаамской обители.

Из воспоминаний отца Фотия: «Прибыли на причал. Смотрим, рыболовецкое судно, на котором нам предстояло плыть, ломает прибрежный лед, пытаясь пробиться к берегу. Но ему так и не удалось подойти к причалу, поэтому пробирались мы к нему по льду. День был хороший – солнечный, благорастворенный какой-то, радостный. Тишь, гладь на Ладоге, и вечером мы приплыли в Никоновскую бухту. Встречали нас солдаты из расположенной на острове воинской части. Судну нужно было возвращаться, поэтом, у как только мы выгрузились, оно отошло. Сразу стемнело, Валаам стал таинственным. Расположились мы в так называемом Морском домике…»

«Много подвижников уже за наше время прошло через Валаам. Кто-то удержался, кто-то нет, но сделал выводы, уроки, набрался опыта. И главный опыт в том, что понимаешь, насколько человек является ничтожеством, лишенным Благодати Божией. Это, наверное, главное, что надо понять. У нас всех столько страстей, особенно гордыни, самомнения, прежде всего это мешает каждому из нас нормально жить – и монаху, и мирскому человеку. Оказывается, что кротость и смирение – такие добродетели, которые даются непросто. Если монах в эти благодетели погружается добровольно, тогда меньше, как мы говорим, всяких наказаний, а когда не добровольно, то со всех сторон шишки сыпятся», – говорит игумен.

О художнике Елене Назаровой

Елена Николаевна Назарова родилась в 1961 г. в Красноярском крае. В 1985 г. окончила Ленинградскую лесотехническую академию. В 2010 г. защитила кандидатскую диссертацию. В этом же году вышла монография «Валаам. Палитра природы». Печаталась в Петербургских журналах, как художник, поэт, литератор.

Выставляется с 1992 года. Принимала участие в выставках Фонда Михаила Шемякина: «Ботинок в искусстве», «Дети в Искусстве». Победитель международного конкурса портретов по России (2013). В 2014 году в Санкт-Петербурге состоялись две персональные выставки. Последняя была посвящена Валааму. Валаамские пейзажи Елены отмечены особой экспрессией.

Монастырь

Под мерное дыханье снов

И куполом воздухов растворенных

Баюкает земля остатки мудрецов

В нее влюбленных.

Упрямый берег слез, дожди, роса

Пытают возрождение. И мысли

Сплетают вечное, то бьющее в глаза,

То изнутри лишающее жизни.

Сосуды мерные вмещают наугад

Искорененье ветхого Адама,

И ангелы по ложечке сластят

Тому, кто борется упрямо…

И бег, и тишь. Надорванная плоть

Трепещет в сводах, унимая кровь.

Спасаются, пасутся человек и скот

Под мерный шепот: Я – ЛЮБОВЬ.

Многолетнее изучение природы острова, защита валаамских лесов, церковная жизнь позволили ей отойти от поверхностного восприятия монастырского острова. В природе, запечатленной в живописи, отражается созвучность авторского эстетического и духовного опыта с глубокими естественно-научными знаниями.

Живопись Елены Назаровой, по мнению европейских искусствоведов – не коммерческая, ее влечет постоянный поиск выразительных средств. Эмоциональность и особенности перцепции художника воплощаются перед зрителем скорее, как водоворот жизни, чем предметное любование. Автор мастерски владеет приемом «а ля прима», крупные фактурные мазки, пастозная живопись – ее отличительная черта. Работы Е. Назаровой находятся в частных собраниях Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Красноярска, Карелии, а также в Греции и Японии.

Автор и куратор выставки: Елена Федотова (ГОИФ «Инкери-Сеура»)

Информация и предложения сотрудничества: +7 921 312 44 88

Место проведения: ГКУ ЛО «ДДЛО» (С.-Петербург, ул. Потёмкинская, 2)

Директор СЗИУ РАНХиГС и директора АНО «Центр Этнорелигиозных Исследований» при Санкт-петербургской Епархии подписали договор о сотрудничестве

Директор Северо-Западного Института Управления РАНХиГС Шамахов Владимир Александрович  и Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, директор АНО «Центр Этнорелигиозных Исследований», протоиерей Александр Пелин подписали договор о сотрудничестве между СЗИУ РАНХиГС и Центром Этнорелигиозных Исследований.

Процесс подписания предварялся обсуждением религиозной ситуации в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России. Сторонами были обговорены основные тенденции в государственно-конфессиональном и межрелигиозном диалоге. Акцент в обсуждении был сделан на создание качественного интеллектуального поля в Северной Столице и субъектах Федерального Округа, способных стать точками роста для анализа ситуации, вынесения рекомендаций и принятия компетентных решений.

«Крайне важным в нашей будущей работе является упор на взаимодействие с молодежью, чтобы дать начинающим экспертам возможность раскрыться в научной, управленческой и экспертной деятельности» — отметил в процессе переговоров В.А. Шамахов.

«Центр и Институт имеют богатый опыт сотрудничества, который переходит на новый уровень. У нас много совместных практических и научных планов, которые мы обязательно воплотим в жизнь» — подчеркнул Александр Пелин.

СЗИУ и Центр уже реализовывали совместно множество проектов, например, круглый стол «Государство и религия», а также, совместная секция «Субкультурность в контексте религиозной и государственной молодежной политики» в рамках форума «Государство и религия».

На встрече также присутствовали декан факультета государственного и муниципального управления Лихтин Анатолий Алексеевич, директор проекта Сюндюков Никита Кириллович и аналитик центра этнорелигиозных исследований Владимир Коваленко.

Заключённый четвертого декабря 2019 года Договор предполагает, в частности:

  • Совершенствование содержания духовно-нравственного просвещения, образования и воспитания студенчества и молодежи;
  • Издание научной и учебной литературы, учебно-методических рекомендаций;
  • Организация и проведение научных конференций, круглых столов, семинаров по тематикам религии, политики, молодежной политики, общества, культуры и истории;
  • Содействие совершенствованию подготовки и переподготовки управленческих и аналитических кадров в области государственной службы, практического исследования религии, преподавания
  • религиоведения, истории религий, истории Православия, основ межрелигиозной и межэтнической медиации;
  • Мониторинг и анализ государственно-религиозных и религиозно-общественных отношений как на Всероссийском, так и региональном уровнях;
  • Разработка стратегий взаимодействия религиозных организаций с государственными, муниципальными учреждениями и обществом в Северо-Западном регионе России;
  • Вынесение компетентных практических рекомендаций для органов государственного и муниципального управления;
  • Проведение исследований, направленных на конструирование гармоничных межнациональных и межрелигиозных отношений, основанных на принципах дружбы и добрососедства;
  • Популяризация идей патриотизма, гражданской консолидации, социального равноправия, добрососедства и дружбы народов, духовно-нравственных идеалов;
  • Изучение внутрироссийских и международных проблем, тенденций развития науки, культуры, истории образования, религии, жизни этносов.

В Петербурге прошла XVII конференция «И.Л. Солоневич – идеолог Народной Монархии»

24 Ноя 2019

В Санкт-Петербурге состоялась XVII научно-практическая конференция «И.Л. Солоневич – идеолог Народной Монархии».

Читать далее В Петербурге прошла XVII конференция «И.Л. Солоневич – идеолог Народной Монархии»

Прошло заседание общества «Двуглавый орел»

В Конгресс-холле «Васильевский» 19 ноября состоялось первое заседание регионального отделения общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел». Его провели руководитель отделения Анатолий Бикеев и председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и обществапротоиерей Александр Пелин.

Прошло заседание общества "Двуглавый орел"

Перед заседанием отец Александр отслужил молебен в храме иконы Божией Матери Трех радостей. Ему сослужили заместитель председателя ОВЦО протоиерей Вадим Буренин и руководитель отдела по делам молодежи Тихвинской епархии иерей Геннадий Титов.

Отец Александр отметил, что у организации есть интересные проекты.

«Пришло время перейти от слов к делу, — сказал он. — Уже есть благие начинания. Важно, чтобы проекты были эффективны, недорогостоящи, ориентированы на будущее».

Были представлены проекты храмостроительства с минимальными финансовыми вложениями и согласованиями, молодежного просветительского православного лагеря, передвижных выставок современных художников.

9 декабря исполняется 250 лет учреждения императрицей Екатериной II высшей военной награды России — ордена святого Георгия Победоносца. Эта дата будет отмечена в Петропавловском и Казанском соборах.

Задачи организации — очистить русскую историю от клеветы и искажений, она не является политической партией и не стремится к власти, выступает против попыток дестабилизации обстановки в России.

Прошла конференция «Русская цивилизация в глобальных конфликтах»

В Российском институте истории искусств (РИИИ) 15 ноября состоялась конференция с международным участием «Русская цивилизация в глобальных конфликтах: исторические уроки и духовные смыслы». В ней принял участие председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и обществапротоиерей Александр Пелин.

Прошла конференция "Русская цивилизация в глобальных конфликтах"

Конференция продолжила цикл исследовательских обсуждений актуальных проблем России как субъекта мирового исторического и духовного процесса. Были обозначены приоритеты духовно-нравственного измерения, значимость культурного наследия, исторической памяти и традиций в формировании национально-культурной идентичности, обеспечении преемственности и единства русской цивилизации.

Протоиерей Александр Пелин огласил приветствиемитрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

«Препятствование переписыванию истории, защита и сбережение наших ценностей — вот достойный ответ глобалистам всех мастей, которые пытаются пошатнуть стройный корабль российской цивилизации, — сказано, в частности, в обращении. — Но народ, который вернулся к Истине и слышит голос воплощенного Евангелия — непоколебим! «Познаете истину и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

В конференции приняли участие ведущие российские ученые в области философии, искусствоведения, культурологии и цивилизационной проблематики, деятели культуры русского зарубежья.

Ведущий Александр Казин, профессор, и.о. директора РИИИ, выступил с докладом «Война как проблема русской историософии», Ольга Сокурова, доцент Института истории СПбГУ, назвала свой доклад «Троическое единство и ненавистная рознь мира сего».

ИА «Вода живая»,
15.11.19

Прошла конференция памяти митрополита Иоанна (Снычева)

В рамках XIV Форума православной общественности 6 ноября в ДК имени Газа состоялась конференция «Наследие владыки Иоанна (Снычева) и народное единство». Ее предварил показ документального фильма о митрополите с фрагментами интервью, бесед, богослужений.

Прошла конференция памяти митрополита Иоанна (Снычева)

С приветственным словом выступил помощник председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин..

«Хотя зачастую невозможно оценить масштаб и значимость личности, пока не пройдет какое-то время после смерти человека, но с владыкой Иоанном было иначе, — отметил он. — Уже во дни его земной жизни было понятно, насколько велика эта фигура, сколь значимое и ответственное служение он выполняет».

Отец Вадим поделился воспоминаниями об архиерее, который рукоположил его, молодого семинариста, во диакона, затем во священника и направил создавать пригородный приход. При этом митрополит лично интересовался процессом, вникал в мелочи и даже распорядился выделить епархиальную машину, чтобы привозить семинаристов петь за богослужениями.

Начало 90-х годов было сложным, напомнил священник. Не было работы, государство разваливалось на глазах. При этом удивительным образом возрождались храмы, налаживалась духовная жизнь. При участии петербургского архиерея возрождались заброшенные храмы, строились новые. А ведь он был немощным, имел слабое здоровье. Воистину на нем сбылись слова святого апостола Павла, когда сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9).

Обширная административная деятельность не мешала митрополиту быть настоящим молитвенником — своим примером он показывал необходимость молитвы, участия в богослужении, отметил отец Вадим. Также он напомнил о даре слова, которым обладал владыка: издания его трудов разлетались огромными тиражами. В его словах люди искали ответы и на личные, и на глобальные вопросы.

В последующих выступлениях духовенства и представителей общественности говорилось о беззаветной любви владыки Иоанна к русскому народу, к России, его бескомпромиссной смелости при общении с властью, стремлении помочь возрождению страны, которое он видел только через покаяние и обретение веры Христовой. Он считал, что другой дороги для русского народа нет.

После выступлений по программе к микрофону стали выходить люди из зала и делиться воспоминаниями. Кто-то читал стихи, кто-то рассказывал о влиянии владыки на свое духовное становление, а кто-то делился примерами явной помощи, которую владыка оказал уже по смерти — для верующего человека такие примеры не удивительны.

В заключение участники встречи выразили надежду на то, что в северной столице будет установлен памятник митрополиту Иоанну.

Православные организации провели концерт

В рамках форума православной общественности в ДК имени Газа 7 ноября состоялся концерт «С любовью к России!» Его открыл председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и обществапротоиерей Александр Пелин.

Православные организации провели концерт

Он поблагодарил участников и обратился к теме форума, напомнив, что он посвящен Дню народного единства — празднику, учрежденному несколько лет назад. До революции в России также отмечали день окончания Смутного времени.

«Сто два года назад совершился переворот, повлекший разобщение стран, — сказал священник. — Мы тяжело шли к единению, и Пресвятая Богородица Своим честным омофором оберегала нас, помогала нам и ждала, когда мы, как непутевые дети, свернем с пути безбожия на путь света и радости божественной жизни».

Отец Александр спел три произведения на музыку Юрия Смирнова под аккомпанемент гитариста Дмитрия Соколова.

В концерте выступили поэты, барды, певцы, среди которых Борис Орлов, Антон Галицкий, Андрей Ребров, Валентина Ефимовская, Анатолий Пантелеев, Татьяна Егорова,
Андрей Грунтовский.

ИА «Вода живая»,
07.11.19

Прошла конференция «Традиционные религии – за сильную Россию»

Конференция «Традиционные религии — за сильную Россию», приуроченная ко Дню народного единства, прошла 6 ноября в Президентской библиотеке. Ее темой стал религиозный фактор во внешнеполитической деятельности. Участниками встречи стали российские и зарубежные богословы, научные и общественные деятели, представители диаспор, дипкорпуса, студенческого сообщества, а также основных религиозных сообществ.

Прошла конференция "Традиционные религии – за сильную Россию"

В приветствии участникам форума митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия было сказано, что в тяжелые времена бедствий духовенство всегда занимало патриотическую позицию, призывая людей к консолидации и не давая разорвать пространство национального единения.

«Важно не растерять наши многовековые традиции, сохранив и приумножив их для будущих поколений», — подчкркнул владыка.

В приветствии губернатора Александра Беглова было отмечено, что в Санкт-Петербурге сложилась традиция добрососедских отношений с представителями национальностей и конфессий.

Председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль Панчеев отметил, что религия остается важным параметром общественного развития, а религиозный фактор — реальностью современной политической жизни.

Протоиерей Александр Пелин, председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, выступил с докладом о потенциале общественного развития традиционных религий.

«Специфика межрелигиозного диалога в России отличается от европейской, — отметил он. — Мы не противопоставляем Россию Европе, скорее, подчеркиваем нашу специфику внутри единого пространства. Так, в истории России не наблюдалось масштабных вооруженных столкновений, религиозных войн, которые обильно представлены в истории Европы. Примером мирного сосуществания представителей конфессий и является северная столица».

Профессор РГПУ Александр Прилуцкий рассказал о специфике этноконфессионального мира в Иране.

Выступление Владимира Колотова, профессора восточного факультета СПбГУ было посвящено религиозному фактору в современной геополитике.

Иеромонах Григорий (Матрусов), председатель патриаршего экспертного совета по взаимодействию с исламским миром, рассказал об основаниях сотрудничества христиан и мусульман на благо России.

Олег Агапов, профессор Казанского университета, рассказал о положении традиционных религий России в современных геополитических условиях.

Председатель Духовного управления мусульман Республики Северной Осетии — Алании Хаджимурат Гацалов предостерег допускать разлагающее западное влияние, а также напомнил об общей этической платформе традиционных религий.

Определяющей темой выступлений стало формирование общего пространства мира и добрососедства, общечеловеческих ценностей, уважения к культурным традициям народов России.

ИА «Вода живая»,
06.11.19

Прошел форум «Государство и религия: пути диалога»

Форум «Государство и религия: пути диалога» прошел в Санкт-Петербурге 29-30 октября. Его организовали Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и Президентская библиотека.

В Северо-Западном институте управления РАНХиГС состоялась дискуссия «Гармонизация интересов Церкви и общества в городском пространстве». Заседания секций прошли в Доме офицеров, Северо-Западном институте управления, СПбДА.

В Президентской библиотеке состоялось пленарное заседание. Директор Северо-Западного института управления Владимир Шамахов в приветствии отметил, что тема форума свидетельствует о том, что государство и религия в России должны быть вместе. В развитии диалога важна роль молодежи, чтобы интерес к нему возник у представителей науки, образования.

Ректор СПбДА епископ Силуан (Никитин) в кратком слове подчеркнул, что на протяжении многих веков Церковь, общество и государство существовали как единый организм, но сегодня ставится под сомнение то, что религия свидетельствует об истине. В прошлом духовенство представляло собою сословие, это было причиной разрыва между ним и обществом. Сейчас, когда сословного деления нет, разрыв наблюдается по другой причине — Церковь и секулярное общество говорят на разных языках. Необходимо вести диалог тактично, недопустимо, когда политические силы используют религиозный фактор.

Владыка огласил приветствиемитрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

«Только на основе взаимного уважения и соработничества, опираясь на ценности, имеющие источником Священное Писание, можно сберечь свободу, справедливость и обеспечить наше общее будущее. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Эти слова учат, что обретение свободы возможно только через любовь и помощь ближним. Настоящая свобода личности и человечества формируется через нравственное воспитание и саморазвитие, через духовный и интеллектуальный рост», — сказано, в частности, в послании.

Дискуссия «Государственно-конфессиональные отношения в эпоху постсекуляризма» открылась докладом заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе «Решения Европейского суда по правам человека и вопрос морали: избранные решения».

Докладчик предложил проследить роль морали в деятельности ЕСПЧ как правоприменительной организации. Он рассмотрел некоторые решения ЕСПЧ. Либеральные круги распространяют информацию, что ЕСПЧ поддержал печально известный «панк-молебен» в храме Христа Спасителя. Но это не совсем так: суд признал законность вмешательства государства в это дело, просто приговор счел чересчур строгим. ЕСПЧ признал права верующих людей. Тем не менее, ЕСПЧ принял ряд решений по поводу прав сексуальных меньшинств, в чем проявляется его ангажированность. На самом деле нет отдельного европейского документа о «правах» сексуальных меньшинств, поскольку ряд государств эти «права» оспаривает.

Профессор РГПУ Александр Прилуцкий выступил с сообщением «Специфика постконфессиональной парадигмы в современном мире». Принято считать, что конфессии — продукт Реформации. Но первичны не конфессии, а социально-экономические предпосылки их образования. В середине ХХ века началось экуменическое движение, и можно проследить, как из повестки заседаний постепенно исключались богословские вопросы, они заменялись социальными, этическими, наблюдался процесс бюрократизации. Раньше говорили: «Я баптист/методист», а теперь: «Я посещаю такой-то храм». При этом переехать и сменить конфессию считается вполне нормальным: на выбор конфессии американцами влияет территориальная близость храма, характер общины, наличие доступной социальной среды — школы, кладбища. В Германии одно время наблюдался «низовой экуменизм», включающий даже совместное причащение католиков и протестантов, и светские и церковные власти смотрели на это сквозь пальцы. Информативным фактором стало отношение к системе ценностей, а не конфессиональная принадлежность. Восточные Церкви в этом плане до последнего времени были более традиционны, но политика Константинополя изменила ситуацию.

Владыка Силуан отметил, что было бы интересно понять, как религиоведы в постсекулярную эпоху определяют, что такое религия. «Я рассматриваю религию как связующее звено между человеком и Богом, — отметил он. — Задача Церкви — привести человека к спасению через ознакомление с Божественной истиной, через воспитание, обучение Закону Божию и участие в Таинствах. Но в обществе религия воспринимается часто как политическая сила, человеческая организация. На самом деле христианство установлено Богочеловеком, мы помним заповедь Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19)». Он также попросил Александра Прилуцкого уточнить, что тот имеет в виду, говоря про Константинополь.

Александр Прилуцкий отметил, что о том, как современное религиоведение определяет религию, можно говорить долго, потому что существует несколько сотен определений, и ни одно из них не является общепринятым и удовлетворительным. Но подобная ситуация наблюдается не только в религиоведении, это общая тенденция в современную эпоху. Это же касается понятий «наука», «культура», «деятельность», «труд», «деньги». Но проблема коммуникации с этим не связана, все понимают, о чем идет речь. Что касается Константинополя, он имел в виду, что дарование автокефалии раскольникам размывает понятие принадлежности к Православной Церкви. Это касается и других этических вопросов. Если раньше человек говорил: «Я православный», и было понятно, каких этических взглядов он придерживается, то теперь подобное заявление оставляет пространство для уточнений. Этические представления изменились: взять хотя бы комплекс идей, касающихся развода и второго брака. Строго говоря, на основании канонических норм такой возможности нет, а если посмотреть Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, а также материалы Поместного Собора 1917-1918 года, можно увидеть, что отношение к этой проблеме иное.

Ведущий научный сотрудник Северо-Западного центра религиоведческих и культурологических исследований Татьяна Пронина также отметила, что определений религии огромное количество, и религиоведы предпочитают работать с конкретной религией. Наблюдается утрата религией «монополии на истину», плюрализм. В самом плюрализме ничего плохого нет, но от традиционных религий требуются усилия: принудить придерживаться той или иной веры нельзя. Человек придет туда, где ему комфортно и интересно. Нужно перенимать опыт культурных инициатив, работы с молодежью.

Епископ Силуан отметил, что имеет большой опыт общения с представителями Евангелической Лютеранской Церкви Финляндии. Чего только ее священнослужители ни делают, чтобы привлечь прихожан: даже используют рок-музыку во время богослужений, но людей больше не становится.

Александр Прилуцкий подтвердил, что осовременивание богослужения способствует оттоку из протестантских церквей значительного числа традиционалистов, в некоторых случаях наблюдается возврат к католическому богослужению.

Настоятельница Новодевичьего монастыряигумения София (Силина) рассказала, что в начале 1990-х ознакомилась с документами заместителя тогдашнего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака о необходимости ликвидировать «монополию» Русской Православной Церкви на религиозную жизнь. Разрушение влияния Церкви на общество, подчеркнула она, — это не естественный процесс, был включен административный ресурс. Например, в северной столице сектантам отдавали значительные земельные участки, и только через пятнадцать лет государство поняло опасность секты Свидетелей Иеговы и запретило ее деятельность. Так что религиозный плюрализм необходимо рассматривать не только в этическом аспекте.

Председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и обществапротоиерей Александр Пелин сделал упор на понимании таких фундаментальных понятий, как честь, совесть, ответственность и семья через призму СМИ и мультимедийных образов: «Выработанные веками общечеловеческие нравственные ценности размываются, во многом — под влиянием динамичных и сложных потоков информации. Необходимо понять, как наладить работу не только со взрослыми, но и с молодежью, донести до нee моральные идеи и идеалы, какой для этого необходим язык».

Были также обсуждены вопросы, является ли Церковь «мягкой политической силой», имеет ли право священнослужитель публично объявлять о своих политических пристрастиях, шла речь о каналах коммуникации между государством и религиозными объединениями, о православии как культурной идентичности России.

ИА «Вода живая»,